Физическая культура

 
По сравнению с нашими предками мы стали изнеженными, рыхлыми и аморфными. Конечно, не все, но большинство.
Для предков в большинстве случаев понятия “занятия физкультурой” не существовало, поскольку , эта самая физкультура была частью их жизни. Всем приходилось скакать на лошади, заниматься физическим трудом и т.д. Неотъемлемой частью воспитания привилегированных сословий было фехтование, стрельба и прочие способы совершенствования духа и тела.
Сейчас физкультура – это уроки, не очень любимые, в школах, периодическое посещение бассейнов, тренажерных залов, фитнес клубов. Меры, как правило, вынужденные – как спасение здоровья от сидячего образа жизни - но иногда, как развлечение. Например, дайвинг, горные лыжи, верховая езда.
Ничего плохого в заботе о своем здоровье, особенно, когда это доставляет удовольствие, конечно, нет, но настораживает ярко выраженная коммерческая направленность этих занятий.  С одной стороны, занятия физическими упражнениями - дань моде, а мода, как известно изменчива, с другой – обязательно связываются с определенными финансовыми затратами. Мы уже не воспринимаем возможность заниматься физкультурой и спортом как нечто, не обязательно связанное с деньгами.
Если оказывается, что нечем платить за занятия в бассейне или фитнес центре, большинство прекращает всякую физическую активность, если она, конечно, не требуется на работе или в быту.
Многие наличие круглого животика и одышки оправдывают нехваткой времени. При этом даже в булочную за двести метров от дома добираются на автомобиле.
Для меня загадка, почему у нас доминирует убеждение, что поддерживать физическую форму, а, следовательно, и здоровье, в том числе и психическое, можно только при наличии достаточного количества свободного времени. Про деньги я уже упоминал.
Почему тренировки в той или иной форме не могут быть интегральной частью нашего образа жизни,  нашей натуры.
Ведь все так просто. Зарядка и контрастный душ по утрам, ходить пешком при любой возможности, какие-то упражнения в перерывах на работе вместо перекуров и многое другое.
Во многом виновато воспитание, странные представления что прилично, а что неприлично взрослому человеку. Неприлично бегать по улицам, если ты не в специальном спортивном костюме на пробежке, неприлично, встав из-за стола в офисе, пять минут попрыгать, поприседать или поотжиматься. Люди, нарушающие эти приличия, вызывают уважение окружающих, но, одновременно, и насмешку, и даже, подозрения. Как чудаки.
Когда говорят о недостаточном развитии физкультуры и спорта в нашей стране, сетуют обычно, на нехватку стадионов, спортивных залов и прочих сооружений.
Вопрос воспитания, почему-то, почти не упоминается.
А, наверное, следовало бы обратить на него более пристальное внимание. Особенно, в школе.
Физическое воспитание в школе – это физкультура. Есть физрук, как правило, какой-нибудь бывший спортсмен, заставляющий своих подопечных малышей и подростков бегать на время, подтягиваться на количество раз, прыгать через коня, может, еще что-то. Я давно учился в школе, потому не помню, как было тогда и не знаю как сейчас.
Знаю лишь, что и тогда и сейчас эти самые уроки физкультуры большинству не нравятся, все стараются откосить при любом удобном случае. О том, чтобы какие-то упражнения стали привычкой, жизненной потребностью, речь вообще не идет.
Конечно, не буду отрицать, что немало школьников занимается в различных спортивных секциях, но  их не большинство. Опять же, эти секции не интегральная часть своего Я, а какой-то аппендикс, который рано или поздно отваливается.
Я где-то читал про принципиально новый подход к физическому воспитанию.  Когда оно становится основой всего обучения в школе.
Непонятно? Как такое может быть?
Очень просто. Например, детей не заставляют неподвижно сидеть за партой. Ребенок может, когда засиделся попрыгать, поприседать  или еще как-то размяться. Прививается привычка периодически выполнять специальные упражнения для глаз при работе с книгой или компьютером. Существуют различные упражнения для снятия утомления, поднятия тонуса, которые также, можно выполнять в любом месте и в любое время. На переменах дети, тоже, должны не чинно ходить или стоять по углам, а бегать, прыгать, кувыркаться, подтягиваться, ходить на руках и т.п. Для чего коридоры должны быть соответствующим образом оборудованы. Да и одежда школьников должна быть, скорее, спортивной.
Вообще, непонятно, почему мы так упорно отучаем детей от привычек, заложенных в них природой. Мы внушаем им, что взрослому человеку неприлично бегать, прыгать, кувыркаться и кричать. Конечно, по мере взросления ребенку необходимо вырабатывать в себе качества, присущие взрослому, например, самодисциплину, сдержанность, усидчивость. Но чем этому мешает то полезное, что было ему присуще в детстве?